Юридическая помощь

В целях правового информирования и правового просвещения населения Управление по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея доводит до сведения граждан и организаций следующую информацию:

1. ПОРЯДОК И СЛУЧАИ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.
Управление оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к его компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
Управление оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:
1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ГАРАНТИРОВАННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВ,
СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН, ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПРЕДЕЛЫ ИСПОЛНЕНИЯ ТАКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с этим при ограничении доступа к объектам культурного наследия Управление в пределах своих полномочий предпринимает меры по устранению таких препятствий.
При повреждении или разрушении объектов культурного наследия Управление передает информацию в правоохранительные органы для уголовного преследования лиц, совершивших подобные деяния.


3. КОМПЕТЕНЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
В соответствии с Положением об Управлении по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 11 марта 2008 г. № 42, Управление по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея (далее - Управление) является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляющим государственную политику в установленной сфере деятельности, а также полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Основными задачами Управления являются:
1) реализация государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
2) осуществление переданных полномочий;
3) формирование эффективной системы управления и создание условий для реализации мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
1) разрабатывает для рассмотрения Главой Республики Адыгея и Кабинетом Министров Республики Адыгея:
а) проекты законов Республики Адыгея и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея по вопросам, отнесенным к компетенции Управления,
б) проекты соглашений и договоров о сотрудничестве и взаимодействии, заключаемых с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями;
2) разрабатывает предложения и заключения к представляемым на рассмотрение проектам законов и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Адыгея по вопросам сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, земель историко-культурного назначения и зон их охраны;
3) разрабатывает предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Республики Адыгея в сфере деятельности Управления;
4) разрабатывает и представляет на рассмотрение Кабинета Министров Республики Адыгея:
а) государственные программы Республики Адыгея в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия,
б) предложения об отнесении земель в границах территорий объектов культурного наследия к землям историко-культурного назначения,
в) предложения об ограничении или запрете движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия в зонах охраны объекта культурного наследия,
г) предложения об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия республиканского и местного значения,
д) предложения для принятия решения о включении объекта культурного наследия республиканского значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр),
е) предложения об исключении объекта культурного наследия из реестра,
ж) предложения о порядке организации историко-культурного заповедника республиканского значения, об установлении его границы и режима его содержания;
з) предложения по перечню исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Республики Адыгея (далее исторические поселения республиканского значения), предмету охраны исторического поселения республиканского значения, границам территории исторического поселения республиканского значения, согласованные с соответствующими органами местного самоуправления,
и) предложения о согласовании проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений республиканского значения;
5) представляет Главе Республики Адыгея доклады и отчеты о положении дел в сфере деятельности Управления;
6) представляет в Кабинет Министров Республики Адыгея на утверждение границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон;
7) исполняет работу по:
а) выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия;
б) согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения в установленном порядке;
в) приемке работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения;
г) согласованию установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения;
д) согласованию проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений республиканского значения;
8) исключен;
9) исключен;
10) исключен;
11) осуществляет функции государственного заказчика при закупке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Республики Адыгея в пределах предоставленных полномочий;
12) исполняет работу по оформлению охранного обязательства собственника и пользователя объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия республиканского значения;
13) в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр и выявленных объектов культурного наследия;
14) исполняет работы по выявлению, обследованию и учету объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия и рекомендуемых для включения в реестр;
15) осуществляет деятельность по охране труда, мобилизационной подготовке, гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Республики Адыгея;
16) направляет в установленном порядке доклады и отчеты о положении дел в установленной сфере деятельности для последующего представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
17) разрабатывает для исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея в сфере экономического развития предложения по прогнозам и программам социально-экономического развития Республики Адыгея в сфере деятельности Управления;
18) реализует установленное бюджетным законодательством право главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Адыгея в сфере деятельности, отнесенной к компетенции Управления;
19) выдает обязательные для исполнения предписания о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в случаях, установленных действующим законодательством, а также работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность;
20) утратил силу с 1 ноября 2009 г.;
21) исполняет функции организатора:
а) по проведению государственной историко-культурной экспертизы в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством,
б) по проведению форумов, семинаров, конференций и других мероприятий в сферах деятельности, отнесенных к компетенции Управления;
22) готовит ответы на поступившие в Управление обращения;
23) устанавливает границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
24) организует разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;
25) согласовывает землеустроительную документацию, а также решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима;
26) согласовывает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ;
27) выдает разрешения на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
28) утратил силу;
29) описывает особенности объектов, послужившие основанием для включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению, в отношении объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения.";

4. ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Услуги, оказываемые Управлением в рамках своих полномочий, бесплатные. Оказываются услуги при личном (либо через представителя) обращении. Возможно оказание услуг в электронном виде.

5. ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) Управления (либо его должностных лиц), если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу, государственному служащему.
При обращении непосредственно в Управление гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, если текст письменного обращения не поддается прочтению.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Управление или должностное лицо Управления при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Обращение, поступившее в Управление или должностному лицу Управления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В случае необходимости Управление может обеспечить рассмотрение обращения с выездом на место.
Управление или его должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, когда адрес не читается;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

6. ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ГРАЖДАНАМИ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПИЧНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАКИХ ДЕЙСТВИЙ.


Гражданам категорически запрещается производить археологические раскопки без соответствующего разрешения;
Деятельность по реставрации объектов культурного наследия подлежит лицензированию, так что владельцам и пользователям объектов культурного наследия необходимо учитывать этот факт.
Действия граждан и сотрудников правоохранительных органов в случае обнаружения несанкционированных разведок, раскопок, металлопоиска и торговли археологическими артефактами
Составители: Еременко В.Е., Кириллов А.Н., Рутковский В.А.

На территории Российской Федерации законными археологическими изысканиями могут заниматься лишь специалисты, имеющие опыт и специальные разрешения.
Деятельность профессиональных археологов регламентируется различными нормативными документами. Основным является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 24 мая 2002 года. В статье 45, пункте 8 указано, что «...работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия (да-лее - археологические полевые работы) проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ). В соответствии с пунктом 9 этой же статьи «...физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации». В соответствии с пунктом 10 «Отчет о выполненных археологических полевых работах и вся полевая документация в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) на право их проведения подлежат передаче на хранение в Архивный фонд Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"».
До 2011 года федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия, являлась Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), созданная на основании Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724. В 2011 году принято решение об упразднении Росохранкультуры с передачей всех полномочий Министерству культуры Российской Федерации (Указ Президента РФ от 8 февраля 2011 г. № 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации»).
Выдача открытых листов производится Министерством культуры Российской Федерации. В открытом листе указывается: его номер, фамилия, имя, отчество держателя, виды разрешенных археологических работ, территория или наименование археологического памятника, срок действия документа (не превышает одного года). Открытый лист заверяется полномочным представителем Министерства культуры РФ и гербовой печатью.

Информацию о выданных открытых листах можно получить на сайте Минкультуры РФ URL: http://www.mkrf.ru/ministerstvo/departament/list.php?SECTION_ID=19355. Открытый лист является единственным документом, разрешающим археологические исследования на территории Российской Федерации. Открытый лист действителен при предъявлении удостоверения личности. К заявителю в соответствии с Положением предъявляется ряд жестких требований: - разрешения выдаются физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставной целью деятельности которых является проведение археологических полевых работ; - заявитель должен обладать определенными научными и практическими знаниями: иметь высшее профессиональное образование по специальностям «История», «Музейное дело и охрана памятников» или послевузовское профессиональное образование по специальности научного работника (аспирантура) «Археология», предшествующий стаж работы по выявлению и изучению археологических объектов не менее 3 лет, навыки в составлении отчетной документации. Держатель открытого листа обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до начала археологических полевых работ направить или вручить уведомление об археологических полевых работах в письменной форме с указанием срока проведения археологических полевых работ в уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется проведение археологических полевых работ, и в орган местного самоуправления, на территории муниципального образования которого планируется проведение археологических полевых работ. Таким образом, деятельность профессиональных археологов обоснована с законодательной точки зрения в полной мере и направлена на изучение материальной культуры прошлого. Коллекции, полученные в процессе раскопок, хранятся в музеях Российской Федерации и доступны для исследователей. Наиболее яркие образцы занимают достойное место в витринах выставок и экспозиций, открытых для посетителей.

Виды археологических памятников и существующие угрозы для них

К объектам археологического наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относятся «...частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки». В соответствии со статьей 4 этого же закона все объекты археологического наследия относятся к объектам культурного наследия федерального значения. Современная археология выделяет различные категории памятников, хотя подобное деление весьма условно, потому что на одной территории они могут комбинироваться. Среди них поселенческие, погребальные, ритуальные памятники и памятники специфического вида.
Поселенческие памятники
Поселенческие памятники археологии связаны с местами, где в различные периоды истории проживали коллективы людей. Основной особенностью поселенческих объектов является наличие культурного слоя - наслоений, отложившихся в результате человеческой деятельности.
Поселения эпохи камня - места жительства древних людей, относящиеся обычно к эпохе каменного века. Иногда их называют стоянками. Чаще всего располагаются на берегах рек, озер, стариц на второй боровой террасе. В культурном слое обнаруживаются орудия труда, бытовые предметы. Могут фиксироваться остатки жилых сооружений.
Селища - поселения, датируемые бронзовым, ранним железным веком, средневековьем, древние деревни, не имеющие защитных сооружений. Обычно располагаются у водоемов (рек, ключей) на склонах, ориентированных к югу и востоку. Зачастую хорошо фиксируются на распаханных полях в виде темных пятен культурного слоя, содержащего вещи, обломки керамики, кости животных. При исследованиях дают ценный материал о бытовых предметах, орудиях труда, конструкциях жилищ и хозяйственных сооружений, который позволяет выяснить особенности скотоводства и земледелия, системы расселения людей, культурные и торговые связи.
Городища - укрепленные поселения эпохи бронзы, раннего железного века и эпохи средневековья. Обычно располагаются на высоких берегах, в местах слияния рек, оврагов. Зачастую фиксируются остатки оборонительных сооружений в виде валов и рвов. Как правило, многое из них обладают мощным культурным слоем, хотя выделяются городища-убежища, в которых люди пережидали военную опасность, но не жили. Городища дают массу информации о быте, культуре древних, военной инженерии и военном деле, культурных связях. В слоях городищ выявляются остатки жилых и хозяйственных построек, сооружений, связанных с ремеслом и религиозными культами. Находки костей диких и домашних животных позволяют выявить состав животного стада и уровень развития охоты. Изучение системы городищ и селищ дает понятие о системах расселения и жизнеобеспечения древнего общества, а также основах коллективной безопасности того времени. Иногда отдельной группой выступают оборонительные сооружения, возведенные в древности для защиты от врага.
Стойбища - сезонные места проживания людей. Памятники чаще всего отражают историю кочевых народов, связанных с охотой или скотоводством. Находки подобных объектов - большая редкость в силу отсутствия каких-либо особых внешних признаков. Находки позволяют реконструировать вопросы, связанные с бытом, занятиями племен, путями их миграции, конструкциями жилищ и т.д.
Мастерские и производственные комплексы - места, связанные с производством металла, обработкой шкур и т. п., которые в силу пожароопасности или наличия вредных отходов и неприятных запахов обычно выносили за пределы территории поселения. Исследование подобных комплексов дает информацию о технологиях и технологических процессах того времени.
Исторические города и поселения - населённые пункты, имеющие архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность. Иногда в рамках города или поселения выделяется историческая часть, подлежащая особой охране.
Заброшенные деревни и старые места поселений чаще всего относятся к поздней истории. Некоторые из них прекратили свое существование по ряду причин еще в XVU-XLX веках: часть - в первой половине XX века, большинство - в период укрупнения колхозов в 50-70-е годы XX века. Много деревень исчезло в последние десятилетия. Старые деревни являются переходными объектами от археологических памятников к этнографическим, отражающими историю становления удмуртского этноса, появление русских, татар, марийцев в крае. Возможно, в настоящий момент с юридической и научной точек зрения их культурные слои и не несут ярко выраженной исторической ценности, но через десятки или сотни лет ситуация может измениться. Могут потребоваться материальные свидетельства не столь отдаленных исторических эпох. В последние десятилетия активно развивается городская, индустриальная, военная археологии, изучающие объекты, отстоящие от нас по времени лишь на несколько сотен или десятков лет.
Погребальные памятники
Издревле человека привлекала тайна смерти: с потусторонним миром практически у всех народов связано большое количество мифов и легенд. Отношение к умершим соплеменникам с древнейших времен складывалось в определенные ритуалы, связанные с подготовкой усопшего к погребению, процессом предания тела различным стихиям и обрядам после погребения. Человечество в различные периоды истории и в разных регионах использовало разнообразные способы избавления от тела умершего. Чаще всего они связаны с четырьмя стихиями: известны ритуалы, когда тело оставляли на открытом воздухе или подвешивали к дереву, предавали тело умершего огню (кремация), земле (ингумация) или воде. Кроме того, существует масса комбинированных вариантов. Самый известный из них - обряд погребения у индусов, когда тело умершего сжигают, а прах или несгоревшие останки отправляют по реке Ганг. К комбинированным способам можно отнести и захоронения некоторых славянских курганов, где совершали обряд кремации, а потом над останками насыпали земляной курган. Археологам чаще всего приходится иметь дело с погребальными объектами, связанными с землей.
Могильники - старинные кладбища, места древних захоронений. Учеными разработана подробная типология, связанная с конструктивными особенностями обустройства захоронения. Как правило, в могилу помещались вещи и украшения, принадлежавшие умершему, а также погребальные дары. Исследование могильников дает археологам массу различной информации. На основе изучения костяков выявляются пол, возраст, физические параметры погребенных, их антропологический тип. Привлечение специалистов из различных областей дает возможность определить рацион питания, заболевания, профессиональную принадлежность и даже внешний облик людей прошлого. Исследуя вещи, можно реконструировать костюм, технологии того времени. Скопление единовременно помещенных в могилу различных предметов позволяет выявить связанные группы датирующих находок и использовать эту информацию при определении времени функционирования других памятников этого периода. Изучение могильников дает материалы, позволяющие выявить имущественное и социальное расслоение, а также древние верования и ритуалы.
Ритуальные памятники
Существующие с древних времен верования хотя и имели в своей основе духовные истоки, находили свое отражение и в материальных памятниках. К ним археологи относят храмы, жертвенные комплексы и места, почитаемые места, святилища, идолы, места молений и т. п.
Кладбища, являясь погребальными памятниками, как и могильники выступали и в роли культового места. Сначала языческие, а впоследствии и христианские, кладбища были местом почитания умерших родственников и проведения поминальных обрядов.
Храмы и их остатки - сооружения, созданные для поклонения определенному божеству, либо их группе. Они играли очень важную роль в жизни древнего населения, являясь не только ритуальными объектами, но и центрами общественной жизни для жителей. Возле храмов проводили собрания, празднества, на площадях организовывали сходы и ярмарки.
Памятники специфического вида
Клады - спрятанные в древности ценности. Выделяются монетные, вещевые и смешанные клады. Клады зачастую формировались в течение длительного срока, поэтому вещи и монеты бывают разновременные. Часто клады прятали в периоды возникновения какой-либо опасности (угрозы военного вторжения, нападения разбойников). Нередко сами лихие люди скрывали награбленное в земле. Одним из обобщающих факторов, присущих всем кладам, является то, что хозяева так и не вернулись за своими сокровищами. Находки кладов, как правило, случайны и редки. Клады имеют высокую научную ценность и отражают историю развития монетного дела, культурных связей, развития ювелирного искусства. Зачастую клады отмечают расположение древних караванных и торговых путей.
Случайная находка - это найденные людьми древние предметы, переданные впоследствии в музеи или научные организации. Археологи картируют подобные находки, потому что часто при обследовании места находки специалистами выявляются археологические памятники (селища, могильники).
Кроме того, ученые выделяют остатки древней инфраструктуры - пристани, дороги, ирригационные системы, объекты, связанные с добычей полезных ископаемых и минералов, а также местами их предварительной обработки.
Представленная типология весьма условна. Структура разделения археологических объектов, существующая в научном мире, разнообразна и детальна. При выделении более подробных структурных единиц исследователями учитываются региональные, конструктивные, временные особенности, комплексы находок и десятки других, имеющих важное значение, факторов.
При несанкционированных раскопках существует ряд факторов, определяющих степень уязвимости археологического памятника. К ним можно отнести:
- удаленность от населенных пунктов;
- наличие культурного слоя с металлическими предметами;
- наличие подъездных путей;
- отсутствие у местного населения информации о наличии памятника и запрете несанкционированных работ на них;
- отсутствие должного контроля у администраций муниципальных объединений за землями, находящимися в их ведении.

В настоящее время многие из копателей пытаются подогнать теоретическую базу под свою незаконную деятельность, мотивируя это историческим и коллекционным интересом, помощью археологической науке, которая якобы не справляется с большим объемом памятников и не может их все раскопать. Можно услышать утверждения о том, что извлеченные вещи, попавшие в частные коллекции, увидят другие люди. На самом деле за этими словами стоят лишь жажда выгоды и извлечение прибыли любыми способами. В настоящее время существует никем не контролируемый рынок исторических ценностей. Древние вещи, извлеченные из культурного слоя, а значит, принадлежащие государству, открыто продаются на интернет-аукционах, приобретаются перекупщиками и оседают в частных коллекциях.
Памятники эпохи камня менее уязвимы для грабителей, так как культурный слой зачастую находится на большой глубине, а каменные изделия невозможно обнаружить с помощью металлодетекторов.
Селища чаще всего подвергаются разрушениям с помощью металлодетекторов. С их помощью из культурного слоя извлекаются все металлические изделия на глубине до 40 см. Учитывая, что большинство предметов из металла (монеты, украшения) являются датирующими, т. е. по ним можно определить возраст тех или иных слоев, и представляют художественную и эстетическую ценность, можно утверждать, что памятникам наносится огромный урон. Кроме того, «вкопы» нарушают прослойки информативных слоев, которые могут содержать важную информацию для реконструкции объектов. Зачастую выкопанные изделия из черного металла просто выбрасываются за ненадобностью, хотя для археологов они являются ценнейшими материальными источниками, отражающими развитие технологии, ремесла и инструментальной индустрии.
Городища входят в общую группу риска с селищами. Валы многих городищ еще в давние времена подвергались грабительским раскопкам в поисках кладов, отчего остались оплывшие ямы. Особому разрушению подвергается культурный слой при использовании металлодетектора. Еще одной из угроз для культурного слоя городищ является его вывоз в качестве чернозема, т. к. он богат остатками угля, золы и органики.
Могильники находятся в группе высокого риска. Являясь закрытыми комплексами, они содержат набор вещей, положенных с погребенным единовременно. Основным объектом грабителей могильников являются металлические украшения и монеты. В силу того что погребения располагаются на различной глубине, копатели используют различные приемы: неглубокие погребения извлекают с помощью металлодетектора, сильно заглубленные в грунт - методом сплошной прокопки и организации большого раскопа. Как правило, погребение уничтожается, человеческие останки выбрасываются, а иногда подвергаются глумлению и надругательству. Подобной участи подвергаются и малоценные, по мнению мародеров, вещи - изделия из кости и черного металла, керамика. Полностью разрушаются остатки погребальных сооружений и уничтожается информация о расположении вещей, позе погребенного, различные следы ритуалов и другие материальные следы духовной культуры древних. Особо стоит отметить охоту за кладами.
Кладоискательство некоторые представители копателей возвели в профессию. Ими ведется подробная научная работа, выясняются места старинных деревень, изучаются летописные документы и легенды, связанные с той или иной местностью. Добычей копателей чаще всего становятся монетные клады, найденные на территории селищ, городищ и исчезнувших деревень. Особенностью урона при выемке клада является уничтожение информации о комплексом объекте - клады разобщаются, монеты продаются поодиночке. Обнаружение клада вызывает слухи в среде кладоискателей, ажиотаж, и, как правило, следует перекапывание памятника и его уничтожение.

Алгоритм действий граждан в случае обнаружения несанкционированных раскопок, разведок, металлопоиска и торговли археологическими артефактами
Для эффективной защиты археологического наследия гражданам, обнаружившим несанкционированные раскопки, земляные и строительные работы на археологических памятниках, металлодетекторный поиск или торговлю археологическими артефактами, полезно руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Люди, занимающиеся кражей, перепродажей археологических артефактов и ищущие "клады" на археологических памятниках, являются преступниками и, как правило, имеют представление о противозаконности своих действий, поэтому могут быть опасны. Некоторые, если судить по советам на сайтах копателей о необходимом снаряжении, имеют при себе холодное и огнестрельное оружие. Поэтому в первую очередь необходимо исключить возникновение конфликтной ситуации.
2. Обнаружившему раскопочные или земляные (строительные) работы следует поинтересоваться, с какой целью они проводятся. Если археологические раскопки производятся официально, на них присутствует руководитель, выемка грунта идет аккуратно, раскопы ровные, производятся различные обмеры и фотофиксация. В наличии имеются разрешительные документы (Открытый лист, выдаваемый Министерством Культуры, на гербовом бланке, с печатью и подписью), администрация муниципального образования, на территории которого проводятся работы, проинформирована о научных исследованиях. Если речь идет о стационарных раскопках, обычно присутствует долговременный лагерь, где базируется экспедиция. Насторожить должны следующие факторы:

- нежелание идти на контакт, уклончивые ответы о целях раскопок, организаторе экспедиции и ее начальнике;
- отсутствие разрешительной документации;
- отсутствие измерительной и фиксирующей аппаратуры (нивелиры, теодолиты и т.п.);
- использование тяжелой землеройной техники - экскаваторов, бульдозеров и скреперов;
- активное использование металлодетекторов;
- беспорядочная закладка шурфов и раскопов, перекапывание участков земли;
- выбрасывание не металлических предметов - осколков керамики, человеческих костей
3. Обнаружившему незаконный поиск археологических артефактов с помощью металлодетекторов следует поинтересоваться, с какой целью они проводятся. Насторожить должны следующие факторы:
- активное использование металлодетекторов, в особенности большой группой людей;
- беспорядочные "закопушки" (ямки и ямы неправильной формы разной глубины) в зоне поиска
- выбрасывание не металлических предметов - осколков керамики, человеческих костей;
- выжигание травы для "освобождения" зоны "поиска" от помех;
4. Скопление большого количества автотранспорта с частными номерами.
5. Обнаружившему незаконную торговлю артефактами следует знать, что "законной" торговли артефактами в РФ нет и быть не может, т.к. их свободный оборот (купля, продажа, обмен, дарение) законодательно запрещен
6. В случае возникновения подозрений не стоит высказывать их. Ни в коем случае нельзя осуществлять попытку задержания, применять силу, вступать в активную конфронтацию. Необходимо руководствоваться следующими правилами:
- внимательно изучите и запомните копателей (металлодетектористов, перепродавцов), их количество, внешний вид, цвет волос, цвет и фасон одежды, обуви, головных уборов, особые приметы;
- постарайтесь запомнить имена или клички, которые используют преступники, информацию о том, откуда они, надолго ли приехали;
- постарайтесь запомнить марку, цвет и государственные номера транспортных средств;
постарайтесь сфотографировать лица копателей (металлодетектористов, перепродавцов), номера их автомашин и результаты "раскопок" или продающиеся артефакты, но делайте это незаметно и издали, включив на цифровом фотоаппарате максимальное приближение. На распечатанных снимках обязательно проставьте дату и место съемки, поставьте свою подпись с расшифровкой;
- в кратчайшие сроки поставьте в известность по телефону уполномоченных представителей областной (краевой, республиканской) администрации, органов охраны памятников, ВООПиК, МВД, ФСБ и прокуратуры, а также археологических научных учреждений;
- составьте и отправьте заказными письмами с уведомлением о вручении письменные запросы, желательно с приложением фотографий, в Управление по охране ииспользованию объектов культурного наследия Республики Адыгея, МВД, ФСБ и прокуратуру, а также в археологические научные учреждения по выявленным нарушениям

Возбуждение уголовного дела
По обращению заявителя органы МВД обязаны возбудить уголовное дело. В качестве заявителей могут выступать частные лица, организации, представители органов местного самоуправления и государственных органов.
Стадия возбуждения уголовного дела начинается с момента получения субъектом уголовного процесса информации о совершенном либо готовящемся преступлении частного или публичного обвинения и заканчивается принятием им решения о возбуждении уголовного дела либо в отказе его возбуждения. При получении такой информации дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию в них специалистов. Если в течение трех суток проверку закончить не удалось, по ходатайству дознавателя или следователя срок проверки может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания до десяти суток. Наконец, в исключительных случаях, вызванных необходимостью проведения документальных проверок либо ревизий, прокурор по ходатайству дознавателя или следователя может продлить срок проверки сообщения до тридцати суток (ст. 144 УПК).
Дальнейшее продление срока проверки сообщения о совершенном либо готовящемся преступлении законом не допускается, и по истечении указанного срока прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела либо, установив, что дело им не подследственно, направить его по подследственности, предусмотренной ст. 151 УПК, для принятия решения о возбуждении уголовного дела и дальнейшего его расследования. Законодательство предусматривает следующие поводы к возбуждению уголовного дела: 1. Заявление о преступлении, которое может быть подано как в письменной, так и в устной форме. При этом письменное заявление обязательно должно быть подписано заявителем. Устное заявление оформляется протоколом, который также подписывается заявителем и лицом, составившим протокол. Анонимные заявления служить поводом к возбуждению уголовного дела не могут (ст. 141 УПК РФ). Они не регистрируются и могут быть использованы только в оперативных целях. Если в сообщении речь идет о подготовке или совершении преступления, подобное сообщение нужно рассматривать как основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать:
1. Данные, полученные в результате такой проверки.
2. Явка с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, которое также может быть сделано как в письменной, так и в устной форме.
3. Информация о совершенном или готовящемся преступлении, полученная из иных
источников, которая оформляется рапортом лица, получившего данную информацию (ст. 143
УПК РФ). К информации такого рода можно отнести непосредственное обнаружение органом
дознания, следствия, прокурором либо судом признаков преступления.
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных о том, что имело место деяние, содержащее признаки состава преступления. Необходимо отметить, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела необязательно установить наличие состава преступления полностью. Зачастую лицо, совершившее общественно-опасное деяние, и форма его умысла следователю или дознавателю на момент возбуждения уголовного дела неизвестны. Поэтому для принятия решения о возбуждении уголовного дела достаточно установить наличие объективной стороны (общественно-опасное действие (бездействие); вредные последствия; наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) и наступившими последствиями) и объекта (общественные отношения, охраняемые уголовным законом, на которые направлено общественно-опасное деяние) преступления.
Другими словами, для возбуждения уголовного дела необходимо установить наличие события преступления, т. е.:
- существовал ли сам факт деяния, подпадающего под признаки преступления;
- каким способом оно было совершено (как была организована последовательность действий, приведшая к преступному результату);
- когда произошло событие преступления;
- место совершения преступления;
- на какой стадии завершилась реализация преступного замысла.
Впоследствии, когда в ходе предварительного следствия будет установлен субъект преступления, а также субъективная сторона, будет, соответственно, приниматься решение о форме окончания предварительного расследования (прекращение либо направление в суд для рассмотрения по существу).
По общему правилу до возбуждения уголовного дела производство следственных действий запрещено, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, в этом случае до возбуждения уголовного дела может быть произведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Данное исключение сделано для того, чтобы следователь либо дознаватель могли изъять с места происшествия следы преступления, которые впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу. Являясь источником доказательств, протокол осмотра места происшествия также служит одним из оснований для возбуждения уголовного дела. Исключительность такого процессуального действия, как осмотр места происшествия, обусловлена еще и тем, что промедление с изъятием будущих доказательств и их процессуальным оформлением может привести к их полной потере (например, следы обуви, оставленные преступником, могут быть размыты дождем и т. п.)
Установив, что собранных в ходе проверки материалов достаточно, орган дознания, дознаватель, следователь с согласия прокурора или прокурор принимают решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, что оформляется мотивированным постановлением.
Возбуждение дела об административном правонарушении
В случае, если действия нарушителей подпадают под действие Административного кодекса РФ - статьи 7.14 и 7.15, то в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ необходимо возбуждение дела об административном правонарушении. Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 КоАП РФ).
Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, указанных выше, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
- составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
- оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составляется.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Определение ущерба, нанесенного археологическому памятнику Обнаружение разрушений на археологических объектах или задержание нарушителей подразумевает ряд процедур, связанных с определением ущерба, нанесенного памятнику.

Примерный механизм выявления ущерба
Представлен на сайте Межрегиональной ассоциации археологов (http://npmaar.narod.ni). Ущерб, нанесенный памятнику археологии, состоит в разрушении внешнего слоя или подземной его части, разрушении органических и неорганических составляющих физическими процессами и/или явлениями и химическими веществами. Объективная характеристика ущерба состоит из юридически значимых признаков, отражает особенности, относящиеся к источнику его происхождения, к способам причинения и формам проявления. Обобщенным и конечным источником причинения ущерба памятнику археологии является человеческая деятельность. Субъектами разрушения могут быть любые юридические и физические лица. Причем юридические лица всех видов и форм собственности, а физические лица включают и должностных лиц, и граждан, ведущих предпринимательскую или хозяйственную деятельность, или любое природопользование, и просто граждан, не состоящих в правоотношениях конкретного вида до момента совершения ими действий, в результате которых был нанесен ущерб памятнику археологии.
Как правило, в подавляющем большинстве случаев причинителями ущерба выступают хозяйствующие субъекты, для которых воздействие на культурную и природную среду является неизбежной частью их производственной деятельности. В то же время отдельные граждане могут наносить ущерб памятникам из-за своей неосведомленности об их ценности и режимах охраны или, что в последнее время стало национальным бедствием, в результате незаконных грабительских раскопок, совершаемых с целью обогащения путем добычи древних предметов и их дальнейшей реализации. Юридическое содержание ущерба - это любое физическое воздействие на памятник археологии, повлекшее за собой разрушение его целостности и аутентичности в результате как видимого, внешнего и подземного воздействия, так и в результате изменения химико-физических свойств фунта, содержащего культурные останки.
Доказательствами возмещения ущерба, нанесенного памятнику археологии, являются фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке (административном или судебном) устанавливается наличие обстоятельств, свидетельствующих о негативном воздействии, видимом или скрытом, на аутентичность, целостность объекта.
Фактические данные устанавливаются следующими средствами:
- показаниями свидетелей;
- письменными доказательствами;
- вещественными доказательствами;
- заключениями экспертов.
Доказательства должны быть относимы, т.е. иметь значение для данного дела. Обстоятельства должны подтверждаться исключительно теми средствами доказывания, которые определены нормативными актами. Доказательства, полученные с нарушением закона, не могут иметь юридической силы.
Учитывая особенности доказательства ущерба нанесенного памятникам археологии, и определения его стоимости, наибольшее значение будут иметь письменные свидетельства в форме акта о разрушении памятника археологии, составленного представителем органа по охране памятников истории и культуры федерального или регионального уровня, и экспертные заключения. Свидетельские показания и вещественные доказательства, судя по всему, не будут иметь первостепенного значения, но эти категории доказательств обязательно должны собираться и учитываться при определении факта разрушения и его причин. Полезные сведения могут дать граждане, постоянно или временно пребывающие на данной территории. В качестве вещественных доказательств могут быть использованы механизмы, инструменты, грязная обувь и одежда, применявшиеся при нанесении ущерба, а также фотоснимки, видеозаписи и т. д. Другим важнейшим доказательством выступает комплексная экспертиза, проведенная специалистами-археологами совместно с почвоведами, геоморфологами, гидрологами, химиками и т. д. Представителю органа по охране памятников истории и культуры при составлении акта о разрушении памятника археологии и экспертам при составлении акта экспертизы надлежит установить:
- факт нанесения ущерба;
- противоправное поведение лица, причинившего вред;
- причинную связь между противоправным поведением и нанесением ущерба;
- вину причинителя ущерба;
- размер нанесенного ущерба;
- стоимость компенсации за нанесенный ущерб.
Документальное обоснование в виде акта о разрушении памятника археологии является исходной точкой всего доказательственного процесса о нанесении ущерба памятнику. На основании акта о разрушении, оформленного представителем органа охраны памятников, назначается экспертиза для установления характера разрушения, его объема, негативных процессов, вызванных разрушениями и иными воздействиями (химические вещества, увеличение влажности, возгорание и т. д.), и расчета стоимости нанесенного ущерба. В случае передачи дела в суд может быть назначена повторная экспертиза.
Установление причинности нанесения ущерба памятнику археологии состоит в подтверждении связи между правонарушением в области охраны памятников и размером причиненного ущерба. Суть его состоит в том, чтобы объективно определить среди множества других влияющих условий долю именно данного фактора в величине ущерба, с тем чтобы не заявлять неадекватных материальных требований к ответчику. Степень его участия в формировании ущерба имеет принципиальное значение на этапе расчета стоимости ущерба. В соответствии с действующим законодательством ущерб, нанесенный памятнику археологии, должен быть возмещен. По своей природе памятник археологии не может быть восстановлен. В этом случае возмещение ущерба представляет собой компенсацию за его объем, научную и общественную значимость. По своей юридической природе отношения по возмещению ущерба, нанесенного памятнику археологии в результате антропогенного воздействия юридическим или физическим лицом, относятся к гражданско-правовым. В то же время закон не устанавливает каких-либо специальных правил. Эта задача частично должна решаться с помощью методики оценки стоимости ущерба. Размер материального вреда следует считать исходя из объема сметной стоимости невыполненных мероприятий на основании сложившихся норм для исследования памятников различных типов.

В данной категории нет материалов.